Буйство красок сада

    Невозможно ошибиться или угадать, если дело касается цветовой гаммы сада. Выбор цвета, собственно, дело личного вкуса и чувства стиля. Давайте начнем с простейшего цветового колеса, где основные цвета радуги расположены по кругу. Заметьте, что на одной стороне расположены те оттенки, которые принято называть теплыми - желтый, оранжевый и красный. На другой стороне нашего круга расположены прохладные цвета - зеленый, синий и фиолетовый.

    Теплые цвета (желтой, оранжевой и красной гаммы) привлекают внимание. Они активны и воплощают в себе энергетику.

    Прохладные цвета (фиолетовые, синие и зеленые оттенки) кажутся в ландшафте более отдаленными. Они кажутся расположенными дальше, чем на самом деле, что помогает создать иллюзию простора на небольших участках.

    Если рассмотреть колесо повнимательнее, то можно вычленить треугольник за первичных цветов - красного, синего и желтого. Они называются первичными, поскольку их нельзя получить при смешивании других цветов.

    Между первичными цветами на колесе расположены их вторичные собратья, которые получаются путем смешивания первичных.

оранжевый = красный + желтый

зеленый = желтый + синий

фиолетовый = синий + красный

 

    Делаем на нашем нелегком пути еще один шаг и получаем третичные цвета, например, сине-зеленый, желто-оранжевый - нечто, расположенное между первичными и вторичными, и также бесконечный спектр между последними. Именно такие, сложные цвета чаще всего встречаются в наших садах, а вовсе не первичная и вторичная гамма (Художники используют термин третичные цвета и для гаммы, созданной путем смешения всех трех первичных цветов, что помогает создать бесчисленное множество оттенков от горчично-желтого, коричневой гаммы - от желтоватого до красноватого и оттенка умбры - и далее до черного).

 

Сочетания цветов.

 

     Сочетающиеся цвета расположены на цветовом колесе друг напротив друга. Чтобы проследить эти связи, достаточно соединить взглядом секторы нашего колеса. Например:

 

синий сочетается с оранжевым

зеленый сочетается с красным

желтый сочетается с фиолетовым

 

     Поскольку вторичный цвет в каждой сочетающейся паре - дитя двух первичных цветов, то ее можно рассматривать как ансамбль всех трех первичных оттенков. Такие сочетания «завершают» друг друга.

     Если использовать сочетающиеся цвета вместе, то эффект от каждого из них усиливается. Красные цветы, например, смотрятся ярче на темно-зеленом фоне.

     Когда в непосредственной близости друг от друга распускаются желтые и пурпурные бутоны, то общий эффект этих сочетающихся цветов сильнее чем от отдельно стоящих клумб.

     Синий более ярок, если он соседствует со своей парой - оранжевым.

 

Схожие и смежные цвета.

 

     Чтобы избежать резких раздражающих комбинаций, используйте схожие и смежные цвета - оттенки, расположенные рядом на полном цветовом колесе.

    Схожие комбинации смешиваются и создают чувство гармонии. На этом примере мы видим желтый цветок, желто-зеленую кайму листа и зелень внутренней его стороны. Все использованные цвета расположены достаточно близко на цветовом колесе.

     Если вы используете 3 смежных цвета, постарайтесь использовать средний как доминирующий, боковые же оттенки должны иметь меньшую интенсивность. Здесь бутоны расположены ближе к синеватой стороне, красноватая часть клумбы как бы подчинена ярко-фиолетовым бутонам

    Если вы используете схожие цвета, постарайтесь подобрать элементы одинаковой цветовой интенсивности. Интенсивность определяется количеством серого в цвете. Интенсивный или насыщенный цвет содержит очень мало серого. Ненасыщенные цвета (тона) «разбавлены» серым и кажутся приглушенными.

 

Монохромная гамма.

 

    Использование монохромной гаммы - занятие даже более простое, чем подбор смежных цветов. Эта техника концентрируется только на одном цвете, в данном случае на желтом.

    Монохромный сад, «залитый лунным светом» отличается множеством белых бутонов, которые особенно привлекательны в сумерках или в любое другое время суток, когда дневной свет приглушен. Различия в форме и текстуре становятся более выразительными в монохромном саду, так как он скрадывает различия в цвете.

 

Цветовое разнообразие

 

    В технике триад используется четыре цвета, обычно отдаленные друг от друга на цветовом колесе, например три первичных цвета (красный, синий и желтый) или три вторичных цвета (фиолетовый, оранжевый и зеленый). Использование триад с высокой интенсивностью помогает достичь трепещущей энергетической гармонии.

    Другая возможная стратегия - эксплуатация техники сочетаний. Найдите сочетание, например желтый и фиолетовый. Но добавьте к этой паре какой-нибудь цвет, который находится на одной стороне с любым из цветов. Таким образом желтый как бы «раскалывает» красновато-фиолетовый и синевато-фиолетовый (желтые бутоны на переднем плане и два оттенка фиолетового в качестве фона).

 

Тени и оттенки.

 

    Следующая вариация - добавление белого и черного к чистым цветам. Белый осветляет основу и, таким образом, мы получаем оттенок. Черный утяжеляет цвет и результат называется тенью. Например, розовый - оттенок красного, а каштановы - его тень. Заметьте, что полное цветовое колесо предполагает размещение оттенков дальше от центра, а теней - ближе к нему.

    Тени - в этом случае, достаточно темная тень желтого - производят в садовом цветовом буйстве сдержанный эффект, чуть затемняя участок. Их расцвет - середина дня, когда они наполняются светом. Но они растворяются в темноте, когда на землю наступает вечер.

    Оттенки - в этом случае осветленный желтый в листве и бутонах - производят «очищающий» эффект. Когда солнце набирает силу эти такие растения могут показаться выпавшими из общего ансамбля, но ближе к вечеру они могут себя проявить, прогоняя тьму и тоску.

    В дополнение к уже перечисленным «жителям» цветового колеса можно назвать и нейтральные цвета - черный, белый и серый - а также цвета земли - коричневый, желтовато-коричневый и оливковый. Любой из них будет прекрасным фоном, осветляя передний план. Более светлые фоновые оттенки выделят темные бутоны.

    Здесь темная трава, земля и затененное место на переднем плане переводят акцент на светлую листву кустарника.

 

Использованы материалы explore.cornell.edu

Вам может также понравиться